• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

10 недоуменных вопросов о Таинстве Соборования

В периоды многодневных постов в храмах, по обычаю, совершается таинство Соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться?

  1. Что такое соборование и почему это таинство так называется?

Человек был создан с чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. В жизнь человека вошли болезни. И если смерть является следствием греха (Иак. 1:15), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует. Хотя все болезни происходят от разных причин, общий корень у них один – тленность человеческого естества после грехопадения.

Таинство исцеления души и тела – такими словами можно передать суть Таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками – «собором».

Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 14, 15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

Назначение таинства Соборования или Елеосвящения – всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Для совершения таинства используется елей (растительное масло, по возможности – оливковое). Елей – один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

  1. Как происходит Соборование?

Современный чин Соборования – пространный и сложный. В основном таинство Елеосвящения в Восточной Церкви сохранило те главные черты, которые указаны апостолом Иаковом.

Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание человека. При помазании священник читает основную молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…».

Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной разрешительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.

  1. Часто ли надо собороваться?

Безусловно, желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. К слову, бытует распространенное мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, но оно не имеет под собой ни каких серьезных оснований.

Физически здоровые люди (по обычаю – во время Великого поста) могут, принимать таинство Соборования, но это делать не обязательно. Также собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Самое главное – человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении, но прежде всего – в исцелении духовном.

  1. Необходимо ли собороваться детям?

По традиции, над младенцами (то есть детьми до 7 лет) таинство Соборования не совершается. Исключение – тяжело больные дети. Также нет необходимости приводить детей на общее соборование.

  1. Прощаются ли в таинстве Соборования «забытые», то есть не названные на исповеди грехи?

Мы принимаем как данность, что Соборование дает исцеление и прощение забытых и неосознанных грехов, но стоит над этим подумать: откуда, собственно, это мнение берется, почему мы так думаем. Понятно, что исцеление предполагает исцеление как телесное, так и духовное, но откуда такая фиксация на забытых и нераскаянных грехах? Очевидно, это связано с формализацией богословия и влиянием католического Запада.

Западное богословие подразумевает, что человек должен дать отчет за каждый грех вне зависимости от того, помнит он его или не помнит. Он должен понести наказание за каждый грех, и тогда будет соблюдена Божественная справедливость. Для православного богословия такая формализация никогда не была характерной. Также очевидно, что соборование – одно из наименее понятых таинств. Обычно в народе оно воспринимается как таинство предсмертное, так как в древности соборовали именно тяжкоболящих людей. Знание того, что это таинство совершается над умирающим, привело к мысли о забытых грехах, и в этом, конечно, чувствуется католическое влияние: человек хочет умереть полностью чистым, чтобы не осталось ни одного «непрощенного» греха. Так же русские князья перед смертью принимали монашеский постриг, чтобы умереть с чистой совестью.

Именно отсюда такая фиксация на забытых грехах, неоправданная боязнь человека церковного, который ходил на исповедь и причащался, что вдруг есть грехи, которые он не помнит. Можно сказать, что в этом проявляется наше недоверие Богу, ведь понятно, что Господь не по счетам считает наши грехи. Люди же молятся, чтобы Господь открыл им их грехи.

Если на нас «висит» какой-то грех, которого мы не помним, и нам важно его вспомнить, то Господь напомнит. Покаяние – это не перечисление грехов, это метаноиа, то есть полная перемена ума: переход от невозможности не грешить, через возможность не грешить, к невозможности грешить. Господне милосердие больше, чем наше формальное воспоминание. Если рассматривать вопрос в этом аспекте, то, наверное, понятие о прощении забытых грехов появилось достаточно поздно и прямого отношения к таинству Соборования не имеет.

Вот поэтому, подобное мнение – безосновательно. К тому же, исповедь означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение таинства Исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на исповеди) грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл.

  1. Соборование иногда называют «последним помазанием». Так ли это?

Смысл таинства исцеления, каковым можно назвать Елеосвящение, еще более искажает тот взгляд, при котором оно воспринимается как предсмертное напутствие или «последнее помазание». Подобная практика была распространена в Римско-католической церкви до II Ватиканского собора, а оттуда проникла в некоторые Восточные Церкви. Для такого мнения также нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней – грехе.

  1. Гарантирует ли Соборование полное исцеление от болезни?

Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем заставить Его поступить так, как мы считаем нужным. Поэтому Елеосвящение не гарантирует исцеления. Рассуждая об этом, протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Но мы знаем, что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

В этом смысле можно сказать, что Елеосвящение приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от мучений в будущем веке. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку, который благодаря ей приобщается страданиям Христовым и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу.

  1. Нужно ли причащаться после Соборования?

Конечно да! Святая Евхаристия, за которой мы причащаемся Тела и Крови Христа Спасителя, является в Православной Церкви «Таинством таинств». Она – сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви. Поэтому любое священнодействие, какое бы ни делал верующий во Христа человек, должно завершаться Святым Причастием.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит нам: «Врачи, которые лечат тела людей… никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу… здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь». Поэтому человеческому естеству необходим Истинный Врач, способный исцелить его от тления: таким Врачом является Христос.

  1. Что нужно делать с елеем и пшеницей, взятыми после Соборования?

Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при таинстве, не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция. В настоящее время в большинстве случаев обычно все раздаётся по просьбам прихожан. В древности же ничего после соборования не раздавалось, но все сжигалось.

Свечи можно оставлять в храме или забрать домой и возжигать при домашней молитве. «Соборным» елеем в период тех или иных недугов мажут больные места, нанося его крестообразно, или используют при приготовлении пищи. Им даже можно пользоваться и тем людям, которые не принимали участия в таинстве. Но при этом главное помнить – домашнее помазывание и возжжение свечи характера таинства не имеют. Одним словом, если есть необходимость – берите масло домой, если нет – это не обязательно.

  1. Правильно ли говорят, что нельзя мыться после Соборования?

Подобные вопросы – обыкновенные предрассудки и суеверия. “Нельзя мыться”, “нельзя чистить зубы”, “нельзя принимать ванну” и аналогичные “нельзя…” – это мифы, которые не имеют никакого отношения к христианству.

По материалам статей: митрополита Илариона (Алфеева),

протоиерея Андрея Дудченко и А.Л. Дворкина

Материалы по теме:

(2397)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *