• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Святая Церковь празднует Торжество Православия 

5 марта 2017 года, в первую неделю Великого поста, под сводами Иоанно-Златоустовского храма прошли праздничные богослужения. В этот день Святая Церковь празднует Торжество Православия – победу чистого и неискаженного христианского учения над всеми его отступлениями и заблуждениями, ересями и расколами. Праздничное служение возглавил настоятель храма протоиерей Николай Чепель в сослужении клириков храма.

* * * * * * *

В канун воскресного дня, в нашем храме отслужили всенощное бдение, за которым помазали богомольцев святым елеем. В конце 1-го часа перед храмовой иконой совершили славление святителю Иоанну Златоусту – прочитали коленопреклонную молитву и пропели святому покровителю прихода величание.

* * * * * * *

Утром в воскресенье под сводами храма была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого.

За богослужением вознесли молитвы за Святую Церковь и о мире в Украине.

По окончании Литургии совершили «Последование недели Торжества Православия» – молебен о торжестве православной веры и о наставлении на путь истинный всех отступивших от Православия. На праздничном молебне была провозглашена «Вечная память» проповедникам и защитникам Православной веры и возглашено торжественное многолетие Предстоятелям Поместных Православных Церквей, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Христовой Церкви, а также властям, воинству и народу богохранимого нашего Отечества.

В конце богослужения настоятель храма сказал проповедь, поздравил участников богослужения с праздником Торжества Православия и пожелал всем духовных и телесных сил в дальнейшем несении подвига поста, преподав присутствующим благословение.

* * * * * * *

В воскресение вечером в нашем храме за вечерним богослужением была совершена первая в этом году Пассия – особое великопостное богослужение, за которым вспоминаются спасительные страдания и крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Были прочитаны 26 и 27 главы из Евангелия от Матфея. Затем служащим священником была произнесена проповедь о великом значении для человечества искупительной жертвы Богочеловека Христа.

После Пассии были совершены уставные великопостные богослужения – утреня и 1-й час.

ТЕМА ДНЯ:

Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Праздник был установлен в Греции в IX веке, в память окончательной победы над иконоборцами и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии.

Текс читаемого Апостола в это воскресенье (Евр. 11, 24-26;32 – 12, 2) излагает важное учение о вере на примере ветхозаветных праведников. «Верою Моисей … лучше захотел страдать с народом Божиим … и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (ст. 24-26) – как прообраз Христа, страдавшего за людей, и Моисей предпочел страдать за свой народ, чтобы избавить его от рабства египтян. Далее апостол Павел перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния.

«И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (ст. 39-40) –этими словами апостол хочет вразумить нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не совершивши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение – пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

Далее апостол Павел предлагает евреям, взирая на пример ветхозаветных праведников, с терпением проходить «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса», как на высший пример для всех подвизающихся.

Евангельское чтение дня (Ин. 1, 43-51) говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля.

Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать подобным Ему по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь, предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познается подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним.

Иконопочитание – это живое свидетельство воплощения Бога в человеческой природе и освящение материального мира. Защита икон был защитой веры в воплощение Христа, поскольку иконоборчество было одной из форм отрицания реальности исторического события воплощение Бога.

Христианская икона по своему значению является богословием в красках. Все, что в Священном Писании и в житиях святых изображены с помощью печатных букв, то на иконе изображено посредством различных красок. Для православных христиан икона не является идолом, что подменяет собой невидимого Бога. Икона – это символ и знак присутствия Бога живого «здесь и сейчас»: в Церкви, в нашем доме, а затем и в нашей реальной жизни.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более века лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Христиан заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В день Торжества Православия вспоминается завершение эпохи великих споров – когда все ереси были отражены и истинная вера окончательно утвердилась. Поэтому в этот день празднуется не исключительность верующего христианина – но исключительность Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

Материалы по теме:

(73)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *