• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Вечерами с понедельника по четверг в храме читается Великий покаянный канон Андрея Критского

Вечером в Чистый понедельник первой седмицы Великого поста, 27 февраля, в нашем храме началось чтение канона преподобного Андрея, архиепископа Критского.

Первый раз Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям на великом повечерии. Второй раз это дивное творение богослужебной гимнографии полностью предлагается нашему вниманию в четверг (точнее – в среду вечером) пятой седмицы Святой Четыредесятницы.

Исторический экскурс:

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – жемчужина литургического богословия Святой Православной Церкви. Церковь именовала этот канон Великим, не столько из-за его объема (в нем 250 тропарей или стихов), сколько по его внутреннему достоинству и силе.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. События священной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, собранные воедино, излагаются в каноне с глубоким сердечным сокрушением. Канон содержит различные образцы праведной жизни для подражания христианам и примеры жизни нечестивой для сохранения себя от них, а также спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения ко Господу. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу.

По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой. Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6 песни: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй».

Каждый стих Великого Канона сопровождается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». К канону присоединяется несколько тропарей в честь самого автора – св. Андрея и преп. Марии Египетской. Еще при жизни св. Андрея Иерусалимская Церковь ввела у себя в употребление Великий Канон. Отправляясь в 680 году на Шестой Вселенский Собор в Константинополь, св. Андрей принес туда и сделал известным свое великое творение и житие преп. Марии Египетской, написанное его соотечественником и учителем патриархом Иерусалимским Софронием. Житие египетской подвижницы читается совместно с Великим Каноном на утрени в среду пятой седмицы Великого поста.

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, преподобного Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

 

(210)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *