• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

О молитве. 15 цитат из писем святителя Феофана Затворника

В день памяти одного из самых известных и почитаемых святых ХІХ века – святителя Феофана Затворника, предлагаем вашему вниманию выдержки из его писем, посвященные молитве. Здесь святитель многообразно наставляет о молитве: о молитвенном правиле, о церковной и домашней молитве, о молитве Иисусовой, молитве о самоубийцах и многом другом.

  1. Что такое молитва?

Молитва – это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое.

* * * * *

Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, – произносимое или нет, – но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякаго избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакого труда нет держать безобразность в молитве. Это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, – и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, – и стало из головы сойти в сердце….

Также – не надо душею воображать ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом рассуждать. Слышат, да и только…

(№ 732. письмо 1063. вып. 7. стр. 189.)

  1. Молитвенное правило

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая – что есть? Надо душу в нее влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телесного труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

(№ 813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)

  1. О сокращении правила

После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело… Как представление пред Государя… И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего.

(№ 8127. письмо 477. вып. З. стр. 186.)

  1. Молитва при рукоделии

Порождение молитвы во время рукоделья – милость Божия, – и молитесь тут же за работою. – Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, что не произносите непрестанно – это и не требуется… требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего–либо… Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.

30 марта 93 г.

(№ 785. письмо 694. вып. 4. стр. 122.)

  1. Умная молитва

Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде-то, какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, – и если вы не молились умно, то и совсем не молились. – А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия, и главное без чувств. Таким образом, ваше желание будет: как дойти до совершенства в молитве – умно к Богу возносимой. Ответ на это: «Ищите и обрящете».

(№ 783. письмо 1457. вып. 8. стр. 160.)

  1. О молитве при святых мощах угодников

Писать записочки и класть на мощи Святителя, мне кажется, означает большую притязательность. Разве у Святителя Тихона нет слуха, чтоб слышать молитвы к нему?

1 октября 1889 г.

(№ 850. письмо 192. вып. 1. стр. 152.)

  1. О молитве Иисусовой в храме

Спрашиваете: следует ли принуждать ум творить молитву Иисусову в храме, когда на душе мирно, безмятежно и когда ум при этой тишите внимает тому, что читается и поется? Следует стоять в присутствии Божием и в чувстве к Богу, чтобы вы ни делали… Так и в храме. Вы в другом письме написали: «в храме, при слушании молитв, у меня лучше идет молитва Иисусова». Молитва сия оживляет и поддерживает внимание к Богу с соответственными чувствами.

11 июня 1891 г.

(№ 693. письмо 530. вып. З. стр. 225.)

  1. Молитва за самоубийц

Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившия церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно.

Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение показать, что милосерднее церкви и даже Самаго Бога… Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию.

(№ 791. письмо 583. вып. 4. стр. 148.)

  1. Молитвенные слезы

Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.

(№ 698. письмо 731. вып. 4. стр. 102.)

  1. Сон во время молитвы

Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, – что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.

(№ 796. письмо 708. вып. 4. стр. 148.)

  1. Сила молитвы Иисусовой

Молитва Иисусова есть, как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, – что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.

(№ 840. письмо 827. вып. 5. стр. 36.)

  1. О чем молиться за ближняго

За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных – грешнаго.

(№ 707. письмо 557. вып. 4. стр. 102.)

  1. Ночная молитва

Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; – а когда просыпаетесь, – и молитесь лежа, это не худое дело, – а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько псалмов, чтоб читать их в эту пору.

(№ 765. письмо 1378. вып. 8. стр. 155.)

  1. Руководственные указания к благоговейно-молитвенному чтению правила

Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов.

Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь…

2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

6) Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного…

Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов.

24 июня 73 г.

(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. 3.)

  1. Молитва никогда не пропадает даром

Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. – Потому речь: «вот и Богу молитесь, а что получили?» – безтолкова. – Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо, если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!

13 мая 89 г.

(№ 776. письмо 1406. вып. 8. стр. 120.)

Источник: святитель Феофан Затворник. О молитве.

Материалы по теме:

(95)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *