• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…» – уставные богослужения Великой Субботы 

15 апреля 2017 года, в Великую и Преблагословенную Субботу, в нашем храме совершили ряд уставных богослужений. Этот день Святая Церковь посвятила воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад.

 

* * * * * * *

Вечером 14 апреля, в канун Великой субботы Страстной седмицы, под сводами нашего храма была совершена утреня с Чином погребения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

За богослужением священнослужители совершили чтение непорочных и похвалы, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением погребального «Святый Боже» Плащаница была обнесена вокруг храма.

По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны избранные отрывки из Священного Писания. Вначале пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37, 1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей на поле, оживших по Божьему повелению. Затем отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 6, 7-8) – об искупительной Жертве, принесенной Христом и о плодах Крестной смерти Спасителя. Также было прочитано Евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27, 62-66).

Все присутствующие поклонились погребенному Спасителю и приложились к святой Плащанице, которая будет пребывать на середине храма до ночного Пасхального богослужения.

 

* * * * * * *

В сам день Великой субботы, 15 апреля, настоятель храма протоиерей Николай Чепель возглавил великую вечерню с чтением 15 паримий и совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.

В ветхозаветных чтениях этого дня собраны важнейшие прообразы о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа, а также пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. Святоотеческая письменность называет эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.

После чтения Апостола, во время пения «Воскресни, Боже…», все священнослужители сменили черные ризы на белые. Переоблачение напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм вступали новокрещеные в белых одеждах. Темные облачения заменяются светлыми, в воспоминание о том, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

За богослужением вознесли молитвы за Святую Церковь и о мире в Украине, а также традиционную для Великой субботы молитву о мире на Святой земле.

По заамвонной молитве, согласно уставу, совершили благословение хлебов и вина. Это освящение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

После богослужения верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

ТЕМА ДНЯ:

Великая или Страстная Суббота – суббота Страстной седмицы, посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад. Это день оплакивания Христа, т.к. богослужение Великой субботы отчасти построено как плач. В тоже время – это день ожидания Воскресения Христова, потому что является приготовлением к Пасхе Христовой – Светлому Христову Воскресению, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, и ряд литургических особенностей этого дня прослеживается уже в памятниках IV века («Паломничество Эгерии»). К числу таких особенностей относятся:

  • Великая суббота – единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Христова Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.
  • По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий четверг,навечерияРождества Христова и Богоявления).
  • В этот день совершалось крещениеоглашенных, поэтому в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения.

Основные воспоминания Великой и Преблагословенной субботы выражены в одном из тропарей часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». В этот день Церковь вспоминает погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Употребление за богослужением «Триоди Постной» заканчивается.

Поскольку после окончания субботней Литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением – чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний – вечером.

 

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

 

Читайте также:

 

(388)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *