• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

12 ВОПРОСОВ О ГРЕХАХ 

Можно ли православным врать, если речь идет о лжи во спасение? Грех ли вести полемику в соцсетях? Сделать татуировку — грех? Является ли грехом брезгливость? 

 

ГОВОРЯТ, ЧТО БЫТЬ БОГАТЫМ ГРЕШНО 

На самом деле грешно быть жадным, скупым и бессердечным. Любое наше достояние — будь то миллионы на валютном счету или стодолларовая бумажка в кармане — позволяет проявить себя как грешным, так и праведным образом. Весь вопрос лишь в том, как мы используем имеющиеся у нас средства. Ведь, если разобраться, чем бы мы ни обладали в этом мире, все это не является нашей собственностью. Все дано человеку Богом, мы — лишь управляющие неким капиталом, который получили от Него на время нашей земной жизни. И воля Господина всех этих наших капиталов в том, чтобы мы использовали их на поддержку нуждающихся, милостыню и другие добрые дела. Если человек исполняет эту волю, он не грешит, даже если в его распоряжении огромные деньги. Если же воля Господа нарушается, значит, человек обращается со своим капиталом грешно, даже если он владеет совсем незначительной суммой. При этом естественно, что чем большими возможностями обладает человек, тем труднее ими распорядиться во благо себе и ближним. Поэтому обычно богатые люди несчастны.

 

ГОВОРЯТ, ЧТО МОЛИТЬСЯ О МАТЕРИАЛЬНОМ БЛАГОСОСТОЯНИИ — ЭТО ГРЕХ 

Молиться о материальном благосостоянии — не то чтобы грех, но дело бессмысленное. И совсем не потому, что эти молитвы не будут услышаны. Дело в том, что Бог христиан и без всяких молитв подает верующим в Него все те блага, о которых так молят своих идолов язычники всех сортов. Один из самых известных толкователей Евангелия византийский богословов Евфимий Зигабен говорил об этом так: «Не для того мы сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы, благоугодив Богу, наслаждаться вечными благами. Поэтому нужно особенно искать этих благ и сильно их домогаться. Если мы не будем искать этого, то Бог и не даст. А то, что необходимо для тела, — будем ли мы искать, или не будем — все-таки получим ради поддержания тела, как и неверующие язычники».

 

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ ГРЕХИ НА СМЕРТНЫЕ И НЕ СМЕРТНЫЕ?

Потому, что в Ветхом Завете описан ряд грехов, за которые невозможно было принести в умилостивительную жертву какое-либо животное. Эти грехи невозможно было изгладить жертвоприношением, они слишком глубоко меняли дух человека. Поэтому, согласно Закону Моисея, совершивших такой грех людей предавали смерти. К этим грехам относились: убийство (преднамеренное или по халатности) и приравненная к нему насильственная продажа в рабство; идолослужение; прелюбодеяние, любодеяние и различные половые извращения; волшебство и лжепророчество; непочитание родителей и старших; несоблюдение субботы и праздников; кощунство; богохульство.

В Новозаветной Церкви практика предания смерти за эти грехи была отменена. Но само именование «грех к смерти», встречающееся в Новом Завете, прямо указывает на ту глубину духовной поврежденности, которая в древности каралась у иудеев смертью. Смертный грех неизбежно что-то меняет в жизни человека навсегда, какая-то часть души все равно умирает.

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ БРЕЗГЛИВОСТЬ?

Нравственную оценку брезгливости можно дать лишь в каждом конкретном случае, в зависимости от того, чем именно и по каким причинам человек побрезговал. Например, есть виды греха, которые у любого нравственно вменяемого человека вызывают омерзение даже при одном упоминании о них. И в этих случаях брезгливость является выражением духовного здоровья, отторжением дел, чуждых замыслу Божьему о человеке. Но она же может стать и грехом, если кто-либо побрезгует, например, согрешившим человеком. Так, Господь наш Иисус Христос не брезговал общаться с блудницами, сидеть за одним столом с предателями своего народа — мытарями, беседовать c еретиками-самарянами. Однако при этом беспощадно обличал сам грех, призывая всех грешников к праведной жизни. Брезгливость же, если можно так выразиться, «бытовая», возникающая при виде каких-либо неаппетитных предметов, — это всего лишь непроизвольная реакция организма. Грехом она, конечно же, не является, но уметь ее преодолевать иногда бывает необходимо. Например — при уходе за больными людьми. Как и почти всякая непроизвольная реакция организма, брезгливость может превращаться в страсть и даже приводить к психическому заболеванию — мизофобии. В этом случае она становится грехом, поскольку начинает обладать человеком и ломать его жизнь. Поэтому приходится следить, чтобы брезгливость не начинала «обладать человеком», но оставалась бы ему подконтрольной.

 

ГРЕХ ЛИ ВЕСТИ ПОЛЕМИКУ В СОЦСЕТЯХ?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно уточнить — что же такое полемика и чем она отличается от дискуссии. Часто эти два вида спора отождествляют, но это неверно. Полемика — спор, целью которого является полная и безоговорочная победа одной из сторон, без каких-либо уступок и компромиссов. Целью же дискуссии является выяснение истины, когда участники пытаются лучше понять позицию друг друга, проверяют истинность собственных утверждений и рассматривают оппонента не как идейного противника, а скорее — как собеседника, помогающего тебе лучше раскрыть твою же собственную мысль или даже поправить ее, если мысль оказалась неверна. Проще говоря, сетевая дискуссия — это спокойное обсуждение какого-либо вопроса. Полемика же в соцсетях, как правило, выливается в конфликтные формы спора, где уже рукой подать и до взаимных оскорблений, и до забанивания неугодного собеседника.

Очевидно, что для христиан разумнее вести сетевое общение по спорным вопросам в форме дискуссии, а не полемики. Вопреки известному античному тезису, истина Христова не рождается в споре. И каждый из нас, наверное, уже успел убедиться в этом на собственном печальном опыте сетевых полемик.

 

ГОВОРЯТ, ЧТО В ХРИСТИАНСТВЕ СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА, СОВЕРШЁННАЯ ТОЛЬКО В МЫСЛЯХ, СЧИТАЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ГРЕХОМ, КАК И НАСТОЯЩАЯ ИЗМЕНА, СОВЕРШЁННАЯ В РЕАЛЬНОСТИ 

Конечно же, это совсем разные вещи. Действительно, Христос в Евангелии предостерегает всех Своих последователей от такого мысленного греха. Но все же знак равенства между мысленным и реальным греховным действием слова Иисуса отнюдь не ставят. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет, в чем разница между ними: «Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковых тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах Спасителя: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5:28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение ветхозаветной заповеди; это сказано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что злые помышления, к которым причисляются помышления блудные, исходят от сердца, оскверняют человека, отлучают от Бога, отъемлют чистоту — средство богозрения. Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, делающие его не способным к общению с Богом; а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом, есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтоб выйти из первого состояния, должно истрезвиться; чтоб выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием».

 

НЕ ГРУСТИТЬ ОБ УМЕРШЕМ ДЕДУШКЕ — ГРЕХ?

Доброго дня! У меня несколько недель назад умер дедушка. У нас не было теплых отношений, при его жизни мы не испытывали друг к другу никаких чувств. Когда он умер, я не испытала никакого сожаления, даже не смогла заплакать. Скажите, грешно ли это? Нужно ли покаяться в этом?

Сложно пробудить в себе чувство сожаления об умершем родственнике, если при жизни он был вам безразличен. Но каяться в данном случае нужно не в этом. Скорее, раскаяние должно вызвать то обстоятельство, что вы не оказывали вашему дедушке необходимого внимания, в котором так нуждаются пожилые люди. Однако, учитывая, что душа человека после его физической смерти переходит в вечность, это можно исправить. По учению Церкви, на посмертную участь души могут повлиять молитвы и милостыня, творимые за усопшего здесь, на земле. Сходите в храм, закажите поминовение, помогите тем, кто в этом действительно нуждается, и сами чаще молитесь об упокоении души дедушки.

 

ЗАНИМАТЬСЯ ПАРНЫМИ ТАНЦАМИ В СТУДИИ — ЭТО ДЛЯ ХРИСТИАНИНА ГРЕХ?

Грехом такие танцы окажутся, если будут вызывать у танцующих и у глядящих на них блудные помыслы. Именно поэтому у святых отцов можно найти множество предостережений от занятий танцами. Очень часто танцы оказываются неявно, а иногда и очевидно связаны с грехом. Сам же по себе парный танец не греховен. Святитель Иоанн Шанхайский не смущался устраивать танцы для молодежи даже… у себя в храме! «Во всем, что не касалось церковной жизни, службы или учебы, владыка не был строгим, — рассказывает Владимир Красовский, регент кафедрального собора в Сан-Франциско, иконописец и бывший келейник владыки Иоанна. — Он много внимания уделял молодежи, старался сделать так, чтобы мы не растворились среди иностранцев, чтобы общались друг с другом на русском языке. Мы играли в городки, организовывали вечера и танцы. Причем, пока подходящего для танцев помещения не было, владыка благословлял завешивать алтарь занавеской и танцевать в храме — вальс, например».

 

СДЕЛАТЬ ТАТУИРОВКУ — ГРЕХ?

На самом деле это непростой вопрос. С одной стороны, в Библии есть прямое указание на недопустимость татуировок, сделанных в соответствии с языческими культами: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» (Лев. 19:28). С другой стороны, в истории Церкви есть примеры, когда татуировка оказывалась вполне органичным выражением христианской традиции. В Коптской Церкви, например, нет традиции ношения нательного креста — его заменяет крест, выколотый на запястье. В средние века священники-копты близ Иерусалима набивали такие кресты и другие рисунки паломникам в Святую землю. Это было видимое свидетельство паломничества, так как в другом месте такую татуировку сделать не могли. Копты и теперь хранят свой обычай, хотя в мусульманском окружении для этого нужно немалое мужество — нападения на них происходят постоянно, и поводом для этого служит открытый для взоров крест Христов. Поэтому вернее всего будет сказать, что грехом является не сама татуировка, а мотивы, по которым ее делают. Если вытатуированный на руке крест является символом христианского исповедничества и человек ежечасно готов принять за него побои и даже смерть, то грехом такую татуировку назвать вряд ли возможно. Во всех остальных случаях христианину от татуировки лучше воздержаться.

 

ГОВОРЯТ, ЧТО СПАТЬ ДО ОБЕДА — ГРЕХ 

На самом деле грех — спать или другим способом бездельничать в то время, когда ты должен трудиться. Например, если человек, придя на работу и отметившись перед начальством, забивается в какой-нибудь укромный уголок, где его никто не видит, и пару часов досматривает там свой прерванный ночной сон, это, безусловно, грех. Остается только каяться в нем и стараться исправить свою жизнь. Но в то же время множество людей сегодня трудится на дому, в абсолютно свободном суточном графике. И если такой фрилансер по жизни — «сова» (т. е. человек, которому удобнее работать в ночное время), то почему бы ему со спокойной совестью не поспать до обеда после плодотворной трудовой ночи? Однако если он просто не может организовать свою жизнь и живет в полном несоответствии с жизнью своих друзей и близких да и просто подавляющего большинства людей, которым Бог дал день для бодрствования, а ночь — для сна, то такой образ жизни трудно назвать правильным.

 

МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ ВРАТЬ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ЛЖИ ВО СПАСЕНИЕ?

Ложь во спасение — это исковерканные слова из Псалтири: «Ложь конь во спасение» (Пс 32:17). Смысл этого стиха объясняет святитель Филарет Московский: «Значит: ложно то, будто конь может служить ко спасению; обманываются те, которые думают, будто на коне можно убежать от опасности, когда Бог ее попустит; обманчива надежда на человеческие средства и пособия; верна надежда только на Бога и Его спасение».

С позиций христианской нравственности ложь всегда остается грехом, даже если нам кажется, что она направлена на спасение другого человека. Однажды старца Гавриила (Ургебадзе) спросили: «Можно ли солгать для того, чтобы спасти человека?» Он ответил: «Иногда скрываешь что-то, чтобы не навредить другому человеку, — и рассказал такую историю:

— Один разбойник, за которым гнались, вбежал к отшельнику и попросил укрыть его. Тот укрыл. Когда гонители ворвались и спросили, не заходил ли к нему кто, монах спокойно ответил, что никого не видел. Когда лжешь от страха — это плохо. Когда не говоришь правды из любви к человеку, то ложь, конечно, зачтется как грех, но любовь все покроет». Речь идет, конечно, не о прямой неправде, а о том, что можно что-то скрыть от других в определенной ситуации, и даже это может оказаться ложью и грехом!..

 

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ ГРЕХОМ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО?

Потому, что манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство доноров, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к своим будущим детям. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Вынашивание ребенка другой матерью травмирует как женщину, которая носит в своем чреве ребенка другой пары и чьи материнские чувства попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Все эти проблемы являются следствием нарушения естественного, установленного Богом порядка в такой важнейшей сфере человеческого бытия, как деторождение.

 

Источник: журнал «ФОМА» 

(1734)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *