• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Праздничное богослужение Первого Спаса: поклонение Кресту, водосвятие и освящение меда

14 августа – празднование происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день также отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164) и память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Под сводами нашего храма прошли праздничные богослужения.

Вечером в канун праздника на утрени после великого славословия духовенство храма совершило вынос Креста для всеобщего поклонения. Во время целования Креста настоятель храма помазал богомольцев освященным елеем.

Утром праздничного дня была совершена Божественная литургия, за которой были вознесены молитвы за Святую Церковь и о мире в Украине.

После Литургии по уставной традиции был отслужен Чин малого освящения воды, после чего священнослужители освятили новый урожай меда, мака, цветов и благовонных зелий.

В конце богослужения священнослужители храма поклонились Кресту Господню, поздравили прихожан с праздником, который в народе именуется «Первым или Медовым Спасом», началом Успенского поста и преподали благословение.

ФОТОРЕПОРТАЖ (вечернее богослужение)>>>>

* * * * * * *

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника – «Медовый Спас).

Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя. Одно из них, Преображение Господне, – праздник великий, двунадесятый, а два других относятся к праздникам малым со славословием: 14 августа вспоминается Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня, а 29-го – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. В народном календаре по хронологии празднования они именуются первым, вторым и третьим Спасом.

Первый Спас в народе именуется «медовым» – в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носят освящать в церковь мед. После Литургии и малого водоосвящения священнослужитель освящает мед нового урожая. Часть освященного меда («попова доля») оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!».

Из-за того, что 14 августа была крещена вся Киевская Русь в водах Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас – после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом к водоемам, с последующим купанием.

В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Кроме того, 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» – в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По логике вещей, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Но там, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

(174)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *