• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Чествование «чудом явленного» Казанского образа Пресвятой Богородицы

21 июля (8 июля по старому стилю) Православная Церковь чтит один из самых почитаемых икон на Руси – образ Божией Матери, именуемый «Казанская». А именно – явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году.

Заступницу Усердную почтили в нашем храме за праздничным богослужением. В канун праздника было совершено всенощное бдение, за которым прочитали акафист пред Ее иконой. В праздничный день отслужили Божественную литургию, после которой совершили Чин малого освящения воды с чтением молитвы Пресвятой Богородице.

* * * * * * *

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Казанская икона – это незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за наше Отечество в тяжелейшие годы и испытания.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы – одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Этот чудотворный образ явился в Казани в 1579 году. По словам современника событий патриарха Гермогена (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 21 июля (8 июля по юлианскому календарю) – ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона принявшая имя Мавра.

Уже в XIX столетии не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена, вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

История почитания иконы начинается с момента ее явления. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.

Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память об этом событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году, по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году, московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

В конце XX века получили распространение сказания, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

Автором службы в честь Казанского образа считается святитель Патриарх Ермоген.

Даты празднования: 8 (21) июля – обретение и 22 октября (4 ноября) – в честь избавления Москвы.

«Казанская» икона Богородицы в истории Днепра

Для Днепра чествование этого образа знаменательно. В 1786 году в Екатеринославе освятили первый городской молитвенный дом в честь «Казанской» иконы Богородицы, а через пять лет – в 1791 году в губернском центре открыли первый храм, также наименовав его в честь этого почитаемого образа Богородицы. В последствии он стал родоначальником и предтечей кафедральных соборов – Успенского, а затем и Свято-Троицкого.

Также в этот день днепряне вспоминают и благодарят Господа за сохранение одной из самых почитаемых святынь дореволюционного Екатеринослава – «Казанского» образа Пресвятой Богородицы. Эта икона была главной святыней Вознесенского собора (в народе именуемого – «Казанским») губернского центра, разрушенного в 30-е годы XX века. В годы гонений она была перенесена в Свято-Троицкий кафедральный собор, правый придел которого освящен в ее честь, и где она до сих пор находится.

В этот день в Днепропетровской епархии еще две общины празднуют свой храмовый день. В честь «Казанской» иконы Божией Матери зарегистрирован приход в селе Романки Покровского благочиния и открыт храм в поселении Шахтарский Синельниковского церковного округа. Эти два прихода начали свою деятельность в XXI тысячелетии.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

Материалы по теме:

(25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *