13 мая Православная Церковь чтит память святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского. В 2017 году исполняется 210-лет со дня рождения и 150-лет со дня смерти выдающегося духовного писателя, аскета и подвижника благочестя.
Имя святителя Игнатия сияет в летописях Святого Православия ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру, как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути ко Христу и Царству Небесному.
Жизнь в миру
Святитель Игнатий (в святом Крещении Димитрий) родился 5 февраля 1807 г. в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.
Отец будущего Святителя Александр Семенович Брянчанинов в своей семье сохранял добрые старинные обычаи. Он был верным сыном Православной Церкви и усердным прихожанином выстроенного им в селе Покровском храма. Мать епископа Игнатия была образованная интеллигентная женщина. Выйдя весьма рано замуж, она всецело посвятила свою жизнь семье.
Все дети Брянчаниновых получили прекрасное домашнее воспитание и образование. Учителя и наставники Димитрия удивлялись его блестящим и разносторонним способностям, обнаружившимся уже в самом раннем возрасте. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец отвез его в далекий Петербург, и отдал в Военноинженерное училище. Намеченная родителями будущность совершенно не соответствовала настроениям Димитрия; он уже тогда заявил отцу, что хочет “поступить в монахи”, но отец отмахнулся от этого неожиданного и неприятного для него желания сына, как от неуместной шутки.
Прекрасная подготовка и исключительные способности молодого Брянчанинова сказались уже во время вступительных экзаменов в училище: он был принят первым по конкурсу (из 130 экзаменовавшихся на 30 вакансий) и сразу же определен во второй класс. Имя талантливого юноши сделалось известным в царском дворце. Во все время пребывания в училище будущий святитель продолжал поражать своих наставников блестящими успехами в науках и первым по списку окончил полный курс наук в 1826 году.
В училище Брянчанинов стал главой кружка почитателей “святости и чести”. Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей училища, соучеников. Он стал известен во всем Петербурге. С особым отеческим вниманием и любовью относился к нему Государь император Николай I; принимая самое активное участие в жизни будущего святителя, он неоднократно беседовал с юношей в присутствии императрицы и детей.
Происхождение, воспитание и родственные связи открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. В годы учения Димитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах; он считался одним из лучших чтецовдекламаторов в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина (его литературные вечера посещали, в числе других, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич). Уже в это время обнаружились незаурядные поэтические дарования святителя Игнатия, которые впоследствии нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма многих его произведений свидетельствует о том, что их автор учился русской словесности в эпоху Карамзина и Жуковского и впоследствии выражал свои мысли прекрасным литературным русским языком.
В 1826 году в чине поручика, Димитрий Александрович, желая уйти в монастырь, подал прошение об отставке. Но, родители категорически отказались благословить его на путь иноческой жизни. И начальство также отказало ему в отставке.
Несмотря на просьбы, объяснения, твердость желания, проявленную тактичность, Димитрий Брянчанинов не получил отставки, и был направлен для службы в Динабургскую крепость.
Но, в Динабурге Брянчанинов скоро заболел, и осенью 1827 года было принято, в конце концов, его прошение об освобождении от воинской службы.
Реализация мечты
Димитрий Александрович сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии к старцу иеромонаху Леониду и вступил в число послушников этого монастыря.
Однако, вскоре иеромонах Леонид был вынужден переселиться в Площанскую пустынь Орловской губернии, а затем в Оптину пустынь. За ним последовал и Димитрий Брянчанинов. Однако, объективные причины вынудили послушника Димитрия вскоре покинуть Оптину пустынь.
В это время тяжело заболела мать Димитрия — София Афанасьевна. Готовясь к смерти, она настояла, чтобы отец послал за ним в Оптину пустынь. Находясь и сам в очень тяжелом состоянии в Оптине Димитрий Брянчанинов посещает больную мать.
Недолго пробыл послушник Димитрий в родительском доме. В скором времени он удалился в Кирилло-Новоезерский монастырь. В этой обители жил на покое известный своей святой жизнью архимандрит Феофан.
Строгий устав обители был по душе послушнику Димитрию, но суровый, сырой климат местности отрицательно повлиял на его здоровье. Он заболел лихорадкой и для лечения был вынужден вернуться в Вологду.
Несколько окрепнув, он с благословения Вологодского епископа жил в Семигородской пустыни, а затем — в Дионисиево-Глушицком монастыре.
Годы, проведенные в монастырях, обогатили его духовной мудростью, укрепили его преданность воле Божией.
28 июня 1831 г. Вологодский епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество в кафедральном Воскресенском соборе и нарек его Игнатием, в честь священномученика Игнатия Богоносца.
4 июля того же года монах Игнатий был рукоположен епископом Стефаном во иеродиакона, а 25 июля — во иеромонаха.
Видя духовную зрелость иеромонаха Игнатия, епископ Стефан назначил его настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря. Около двух лет настоятельствовал здесь отец Игнатий. За этот короткий срок, благодаря своей мудрости, воле и энергии он возродил обитель в духовном и хозяйственном отношении, а число братии увеличилось до 30-ти человек. Молодой настоятель в отношении с братией своей обители сочетал отеческую строгость с трогательной любовью. Чувствуя эту любовь, насельники обители покорно повиновались настоятелю, несмотря на его сравнительно юный возраст.
28 января 1833 г. за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена.
Уже тогда Святитель Игнатий резко отличался от окружающего мира. В нем не было слепого преклонения перед Западом, он не увлекался тлетворным влиянием времени и приманками светских удовольствий. Его хорошо знал и ценил первенствующий член Святейшего Синода митрополит Московский Филарет (Дроздов). Знакомства с архимандритом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. А. Плещеев, князь Голицын, князь А. М. Горчаков, княгиня ОрловаЧесменская, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов. Восхищенный образом жизни и деятельности святителя Игнатия, известный русский писатель Н. С. Лесков посвятил ему свой рассказ “Инженеры бессребреники”.
Все покоряло современников в будущем Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и “знахарям”.
Архимандрит Троице-Сергиевой Пустыни
В конце 1833 года он был вызван в столицу и ему поручили в управление Троице-Сергиеву пустынь, с возведением в сан архимандрита.
Ко времени назначения настоятелем архимандрита Игнатия ТроицеСергиева пустынь, расположенная на берегу Финского залива близ Петербурга, пришла в сильное запустение. Храм и кельи пришли в крайнюю ветхость. Немногочисленная братия (15 человек) не отличалась строгостью поведения. Двадцатисемилетнему архимандриту пришлось перестраивать все заново. Обитель обстраивалась и благоукрашалась. Богослужение, совершавшееся здесь, сделалось образцовым. Монастырские напевы были предметом особых попечении архимандрита Игнатия; он заботился о сохранении старинных церковных мелодий и их гармонизации.
Архимандрит Игнатий совмещал различные функции: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным истинным духовником.
Подвиг служения ближним словом назидания был для него источником радости и утешения на поприще его многоскорбной жизни.
Известный церковный композитор о. Петр Турчанинов, проживавший с 1836 по 1841 гг. в Стрельне, рядом с Троице-Сергиевой пустынью, проводил, по просьбе о. Игнатия, занятия с монастырским хором и написал для него несколько лучших своих произведений. М. И. Глинка, с увлечением изучавший в последние годы своей жизни древние церковные мелодии, также написал для этого хора несколько песнопений.
Чуткий ко всякой фальши святитель Игнатий с горечью замечал, что объектом изображения светского искусства является, прежде всего, зло. Он с резкой критикой относился к литературным произведениям, в которых воспевались так называемые “лишние люди”, “герои”, творящие зло от скуки, подобные Печорину Лермонтова и Онегину Пушкина. Считая, что такая литература наносит серьезный вред неискушенным душам читающей молодежи, Святитель написал в 1847 г. для массового издания священную повесть о ветхозаветном библейском герое – праведном Иосифе, образе чистоты и целомудрия. В предисловии к повести он писал: “Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа”.
С 1838 г. круг деятельности архимандрита Игнатия значительно расширился. Он был назначен благочинным всех монастырей Петербургской епархии. На этом поприще он способствовал расцвету духовной жизни древнего Валаамского монастыря, содействуя назначению туда настоятелем опытного в духовной жизни игумена Дамаскина.
В Сергиевой пустыни к отцу Игнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. В одном из писем отец Игнатий писал о себе: «Я, проведя начало своего иночества в уединеннейших монастырях и напитавшись понятиями строгой аскетики, сохранял это направление в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином».
В 1847 году архимандрит Игнатий, изнуренный болезнями, подал прошение об увольнении на покой. Но, вместо этого, он получил длительный отпуск и поехал лечиться в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. В Николо-Бабаевском монастыре отец Игнатий пробыл 11 месяцев, после чего опять вернулся в Сергиеву пустынь. Опять начались многотрудные дни: руководство духовной жизнью монастырской братии, прием посетителей, выезды в Петербург, строительство новых храмов. Епископы, настоятели монастырей, иноки и простые миряне обращались к нему со своими просьбами, зная, что сердце отца Игнатия откликнется на их нужды.
Шли годы. Телесные силы отца Игнатия все более ослабевали.
В 1856 году он предпринял путешествие в Оптину пустынь, предполагая совсем переселиться туда, но это намерение не осуществилось, ибо Господу было угодно, чтобы Его избранник послужил Святой Церкви еще и в епископском сане, управляя одной из новых и самых своеобразных епархий России. Это была Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в Ставрополе, основанная в 1843 году.
Архипастырь
В 1857 г., по представлению Петербургского митрополита Григория, архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского. Хиротония состоялась 27 октября 1857 года в Петербургском Казанском соборе. Хиротонию совершил митрополит Григорий с сонмом других иерархов.
В речи при наречении Игнатий сказал: «Во дни юности своей я стремился в глубокие пустыни, но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, — вот высота, к которой привлекались мои взоры».
4 января 1858 г. епископ Игнатий приехал в город Ставрополь и вступил в управление епархией. Здесь он служил около четырех лет. За это время он посетил многие приходы епархии, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, перевел семинарию в новые здания и следил за ее внутренней жизнью. Кроме того, он неустанно проповедовал. В отношении к духовенству и прихожанам владыка Игнатий был истинным миротворцем: строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.
Характерными особенностями святителя были: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия.
Но, тяжкая болезнь не покидала епископа Игнатия и на Кавказе, и летом 1861 г. он подал прошение уволить его на покой в Николо-Бабаевский монастырь. И 13 октября он вместе с несколькими преданными учениками переехал туда. Природный ум и практичность владыки позволили ему в короткий срок улучшить материальное положение обители, произвести капитальный ремонт зданий и построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери.
Творения
Епископ Игнатий (Брянчанинов) отличался выдающимся способностям и трудолюбием. Несмотря на множество служебных забот, свтятитель Игнатий всегда находил время для иноческого делания, переводил творения древних Отцов церкви и работал над томами своих творений Свои сочинения сам автор разделил на три группы: первые 3 тома – «Аскетические опыты», включающие статьи, в основном написанные в Сергиевой пустыни; 4-й том – «Аскетическая проповедь», куда вошли проповеди, произнесенные на Кавказе; 5-й том – «Приношение современному монашеству», то есть советы и наставления монашествующим о внешнем поведении и внутреннем делании, 6-й том – «Отечник» – был издан уже после смерти епископа Игнатия. Эта книга содержит высказывания более 80 подвижников по вопросам христианской аскетики и примеры из их жизни.
В одном из своих писем святитель Игнатий говорил, что все читающие его творения входят как бы в духовное общение между собой и становятся единой семьей.
Сочинения епископа Игнатия – это живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного предания Православной Церкви. Сочинения святителя Игнатия излагают учение святых отцов о христианской жизни, «примененное к требованиям современности». В этом – важнейшая особенность и достоинство его творений.
Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.
Святость
В первый год пребывания в Николо-Бабаевском монастыре здоровье епископа Игнатия несколько улучшилось. Но вскоре болезнь опять усилилась, и он до самой смерти пребывал там.
Наступил 1866 год, печатались 3-й и 4-й тома его творений. Сам же епископ Игнатий сильно ослабел, но все приезжавшие к нему поражались, видя его. Ибо духом владыка был бодр, он ждал смерти, поскольку всю жизнь посвятил на служение Христу и жизнь для него была Христос, а смерть – приобретение (Флп. 1, 21).
16 апреля 1867 г., в первый день Пасхи, владыка отслужил последнюю Литургию.
Скончался епископ Игнатий в воскресенье 30 апреля 1867 г. – в Неделю жен-мироносиц.
Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви, состоявшемся в июне 1988 г. в Троице Сергиевой Лавре. Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время визита Предстоятеля РПЦ на Кавказ в августе 1994 года.
Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма
Материалы по теме:
- Сайт посвященный святителю Игнатию (Брянчанинову)
- Житие святителя Игнатия Брянчанинова сквозь икону
- Многочисленные материалы о жизни и деятельности святителя Игнатия, а также его труды и письма можете прочитать на сайтах «ПРАВОСЛАВИЕ.RU» и «Азбука веры».
(89)