• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Торжественное празднование Входа Господня в Иерусалим

9 апреля 2017 года – 6-я неделя Великого поста. В этот день торжественно отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот двунадесятый праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Под сводами Иоанно-Златоустовского храма прошли праздничные богослужения.

 

* * * * * * *

Вечером, в канун воскресного дня, в нашем храме было совершено всенощное бдение с чином благословения пяти хлебов.

Под праздник молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи. На утрени после Евангельского чтения традиционно совершили чин освящения ветвей вербы, прочитав особую молитву на благословение «ваий». По обычаю вербы, которые молящиеся держат в руках, были окроплены настоятелем святой водой. Также за богослужением богомольцы были помазаны святым елеем.

В конце 1-го часа перед праздничной иконой совершили славление празднику.

 

* * * * * * *

Утром праздничного воскресного дня под сводами храма была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

За богослужением вознесли молитвы за Святую Церковь и о мире в Украине.

Служащий священник произнес проповедь, о смысле настоящего праздника – Господь Иисус Христос, как Мессия вошел в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей.

В конце Литургии было совершено славление празднику, после которого священнослужители освятили принесенные верующими горожанами ветви вербы и благословили присутствующих.

 

* * * * * * *

В воскресение вечером в нашем храме были совершены уставные великопостные богослужения – вечерня с пением великого прокимна, утреня и 1-й час.

 

О ПРАЗДНИКЕ:

Вход Господень в Иерусалиим, Неделя ваий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье – христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Пасхи Христовой, то есть шестую Неделю Великого поста.

Упоминание о празднике встречается еще у свт. Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века. Однако, окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas – Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме. Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.

Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает: «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (кондак).

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

От избытка своих чувств народ ликовал, но Спаситель не мог ликовать. Созерцая воодушевление народа, Он знал, что через несколько дней оно заменится другим чувством и будут раздаваться восклицания: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6). Ясно представлялась Его сознанию и картина страшных бедствий, ожидающих Иерусалим в недалеком будущем. И когда торжественная процессия приблизилась к городу, Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 42-44).

От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.

Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение.

Событие Входа Господня в Иерусалим, являясь исполнением пророчества Захарии, содержало таинственный смысл. Раскрывая его, святой Иоанн Златоуст говорит: «Через осленка (на которого воссел Господь) означается Церковь и народ новый, то есть язычники, который некогда был нечист, но после того, как воссел на нем Христос (то есть, когда язычники уверовали во Христа), сделался чистым… будучи введен в Новозаветную Церковь через апостолов. Как никто не препятствовал апостолам, когда они отвязали и повели ослицу и осленка ко Христу, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли».

Иконография «Входа в Иерусалим» почти неизменна. На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами – Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие – ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

 

Тропарь, глас 1-й

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

 

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

 

Кондак, глас 6-й:

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

 

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

ФОТОРЕПОРТАЖ:
вконтакте >>>
facebook >>>

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *