2 апреля 2017 года – 5-я неделя Великого поста. В этот день чтится память преподобной Марии Египетской, которая провела в пустыне 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах и является в христианстве образцом совершенного и истинного покаяния.
Под сводами Иоанно-Златоустовского храма прошли праздничные богослужения.
* * * * * * *
Вечером, в канун воскресного дня, в нашем храме было совершено всенощное бдение, за которым помазали богомольцев святым елеем. В конце 1-го часа перед праздничной иконой совершили славление празднуемой святой.
* * * * * * *
Утром в воскресенье под сводами храма была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого.
За богослужением вознесли молитвы за Святую Церковь и о мире в Украине.
Служащий священник произнес проповедь, посвященную евангельскому повествованию беседы Христа Спасителя с учениками о Его грядущих страданиях и смерти в Иерусалиме (Мк. 10, 32-45).и духовному подвигу преподобной Марии Египетской.
По окончании Литургии священнослужитель поздравил прихожан с воскресным днем и преподал им благословение. Также он поздравил всех именинников, носящих имена Мария и Светлана с днем тезоименитства, т.к. в это день еще празднуется память мученицы Фотины (Светланы) самаряныни.
* * * * * * *
В воскресение вечером в нашем храме были совершены уставные великопостные богослужения – вечерня с пением великого прокимна, утреня и 1-й час.
ТЕМА ДНЯ:
В пятое воскресенье (неделю) Великого поста, Православная Церковь празднует память преподобной Марии Египетской. Эта святая является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника.
Житие преподобной – пример глубины греховного падения человека и его благодатного восстания, путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.
Святая Мария Египетская, будучи изначально женщиной распутной, грешницей, в итоге, с помощью чуда Божьего, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в великих аскетических подвигах.
Великим постом Православная Церковь ее примером еще раз призывает всех верующих к переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершенных грехах.
Текс читаемого Апостола – 11-14 стихи 9 главы послания к Евреям. Вся девятая глава посвящена сравнению двух заветов – Ветхого и Нового – и указанию на несравненное превосходство Нового. Преимущество Нового Завета в том, что в нем священнодействует в нерукотворенной скинии Христос, первосвященник будущих благ, уже не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Собственной Кровью, Которой Он однажды навсегда приобрел для нас вечное искупление. Великое значение Крестной Жертвы Иисуса Христа в том, что Он, принеся в жертву Богу Свою собственную Кровь, сделался Ходатаем Нового Завета (ст. 15). Христос должен был умереть для того, чтобы оставить людям завещание – сделать их наследниками уготованного им вечного спасения.
Евангельское чтение предлагает вниманию верующих беседу Спасителя с учениками, когда Он шел на праздник Пасхи в Иерусалим (Мк. 10, 32-45). Его ученики идут туда в страхе и в трепете, понимая, что это участие в празднике закончится трагически. И чтобы помочь ученикам понять, что же на самом деле произойдет в Иерусалиме, Господь говорит им о том, что, действительно, многое предстоит претерпеть Сыну Человеческому — биения, оплевания, заушения и смерть. И тут же дает им великое свидетельство о том, что в третий день Он воскреснет.
Соприкосновение с Божиим замыслом о спасении человека, и апостолы в это соприкосновение вовлечены! Казалось бы, все прочее должно отступить на второй план. А что же происходит в этот самый торжественный и по-своему трагический момент? Ко Христу подходят два апостола, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и говорят: «Господи! Помоги нам сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Тебя». Что мы слышим? Соприкосновение с Божиим величием, с глубиной и силой Божиего замысла о мире и человеке, разрушается от соприкосновения с человеческими помыслами и вожделениями. Но Господь даже эти не соответствующие моменту слова апостолов обратил ко благу, сказав, что каждый христианин должен иметь в сердце как Божию заповедь: «Кто из вас хочет быть бóльшим, да будет вам слугою, а кто из вас хочет быть первым, да будет всем рабом, ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и искупить многих».
Второе евангельское чтение (Лк. 7, 36-50) в образе грешницы, принесшей алавастровый сосуд с миром помазать ноги Иисуса, дает пример слезного покаяния. И Христос сказал присутствовавшим: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». И, обратившись к ней, сказал: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром».
* * * * * * *
Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.
Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно.
По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.
Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана.
Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.
И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями.
Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы…
Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой.
Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.
К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься.
На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую.
Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!»
Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху».
Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.
Преподобная Мария Египетская почила о Господе в 522 г.
Имя Мария в еврейском языке означает – госпожа, хозяйка. Всей своей жизнью Мария Египетская засвидетельствовала, что человек действительно является хозяином своей судьбы. Вот только распорядиться ею можно очень и очень по-разному. Но все же возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему остается у каждого даже на самых запутанных житейских дорогах.
Ранее, вечером в среду пятой недели, в храмах совершалась особая служба – «Стояние Марии Египетской». На этой продолжительной службе был полностью прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской.
Эта святая считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью.
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8:
«В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой».
Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3:
«Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная».
Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма
Читайте также:
- Житие и «Золотая легенда» преподобной Марии Египетской
- «Мариино стояние»: чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
(113)