• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Вторая неделя Святой Четыредесятницы – «Светотворных постов» 

В Православной Церкви вторую седмицу и воскресный день Великого поста именуют «седмицей и Неделей светотворных постов». В это время верующие молятся Господу, чтобы он просветил и озарил постящихся и кающихся грешников: «Господи, направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих». В богослужениях второй седмицы Великого поста вместе с сокрушением о греховном состоянии человеческой души возвышается и пост. Он служит путем к такому внутреннему благодатному просвещению, указывая человеку на плоды истинного благочестия – на благодатный свет и воссоединение с Богом.

В субботу на Литургии чтением Апостола Церковь внушает нам назидать друг друга и не ослабевать в начатом подвиге поста (Евр. 3,12-16); а Евангелием благовествует об очищении прокаженного благодатным словом Господа (Мк. 1, 35-44). Также суббота этой недели — день поминовения усопших. В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших.

Значение поста для человека раскрывается во многих православных святоотеческих книгах, написанных святыми из опыта. Для назидания и руководства постящихся к благодатному освящению и озарению Церковь при богослужении во вторую неделю Великого поста воспоминает святых причастников и защитников благодатного света. Один из таких святых, у которого с особой силой раскрывается значение Великого поста, является святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, живший в XIV веке. Будучи ревностным поборником монашеской жизни и духовного делания, он является выразителя особого церковного учения о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор. Это – учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому – молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Потому во второе великопостное воскресенье чтится день памяти христианского мистика, византийского богослова и философа, систематизатора и создателя философского обоснования практики исихазма, отца и учителя Церкви – святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296-1359).

Также во второе воскресенье Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов  Киево-Печерских, который объединяет святых из двух Соборов и прославляет всех подвижников, просиявших подвигами в Ближних и Дальних пещерах.

Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печать им службы в месячных Минеях. Однако указ Синода не был в полной мере реализован – имена киевских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена киевских святых попали в месяцесловы иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).

Согласно списку Киево-Печерских угодников – их количество 159. В обеих пещерах покоятся мощи 122-х подвижников. Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские святые.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

Материалы по теме:

 

(46)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *