• Православный календарь

    16 сентября, Четверг(3 сентября по ст.ст.)

    Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

    Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354). Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.

    Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

    Писидийской иконы Божией Матери (VI).

    2_Кор., 190 зач., X, 7–18.Мк., 14 зач., III, 28–35.Сщмч.:Евр., 334 зач., XIII, 7–16.Ин., 36 зач., X, 9–16.

Вторая неделя Святой Четыредесятницы – «Светотворных постов» 

В Православной Церкви вторую седмицу и воскресный день Великого поста именуют «седмицей и Неделей светотворных постов». В это время верующие молятся Господу, чтобы он просветил и озарил постящихся и кающихся грешников: «Господи, направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих». В богослужениях второй седмицы Великого поста вместе с сокрушением о греховном состоянии человеческой души возвышается и пост. Он служит путем к такому внутреннему благодатному просвещению, указывая человеку на плоды истинного благочестия – на благодатный свет и воссоединение с Богом.

В субботу на Литургии чтением Апостола Церковь внушает нам назидать друг друга и не ослабевать в начатом подвиге поста (Евр. 3,12-16); а Евангелием благовествует об очищении прокаженного благодатным словом Господа (Мк. 1, 35-44). Также суббота этой недели — день поминовения усопших. В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших.

Значение поста для человека раскрывается во многих православных святоотеческих книгах, написанных святыми из опыта. Для назидания и руководства постящихся к благодатному освящению и озарению Церковь при богослужении во вторую неделю Великого поста воспоминает святых причастников и защитников благодатного света. Один из таких святых, у которого с особой силой раскрывается значение Великого поста, является святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, живший в XIV веке. Будучи ревностным поборником монашеской жизни и духовного делания, он является выразителя особого церковного учения о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор. Это – учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому – молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Потому во второе великопостное воскресенье чтится день памяти христианского мистика, византийского богослова и философа, систематизатора и создателя философского обоснования практики исихазма, отца и учителя Церкви – святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296-1359).

Также во второе воскресенье Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов  Киево-Печерских, который объединяет святых из двух Соборов и прославляет всех подвижников, просиявших подвигами в Ближних и Дальних пещерах.

Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печать им службы в месячных Минеях. Однако указ Синода не был в полной мере реализован – имена киевских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена киевских святых попали в месяцесловы иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).

Согласно списку Киево-Печерских угодников – их количество 159. В обеих пещерах покоятся мощи 122-х подвижников. Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские святые.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

Материалы по теме:

 

(33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *