• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

За богослужением начали читать главную молитву Великого поста

Во вторник вечером Сырной седмицы, 21 февраля, в храме на богослужении прозвучала великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она читается священнослужителем перед алтарем в течение всего Великого поста и заканчивается в Страстную Среду.

 

Текст молитвы прп. Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Перевод:

«Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить. Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви. О, Господь и Царь! Дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата моего; ибо Ты прославлен до скончания веков. Аминь».

 

Исключительная важность

Стоя лицом к Царским вратам, служащий священник громко произносит три прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

Об исключительной важности покаянной молитвы Ефрема Сирина свидетельствует то, что по Уставу она не может совершаться ни чтецом, ни даже дьяконом, которому дозволяется богослужебное чтение Евангелия, но лишь священником. «Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. I. М., 1993. С. 555).

 

Сущность молитвенной просьбы

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

«Дух праздности»: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

«Дух уныния». Уныние – плод праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

«Дух любоначалия». Любоначалие – это любовь к власти: в семье, в коллективе сослуживцев, в политике. Именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

«Дух празднословия»: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

«Дух целомудрия»: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

«Дух смиренномудрия» – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит – гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

«Дух терпения»: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

«Дух любви»: любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

 

Об авторе

Преподобный Ефрем Сирин – христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века. Память в Православной церкви совершается 28 января (10 февраля), в Католической церкви – 9 июня. Сам Ефрем Сирин называет себя человеком «неучёным и малосмысленным», но это сказано им лишь по смирению: его учености «удивлялся», по выражению блаженного Феодорита Кирского, даже святитель Василий Великий. В сочинениях самого Ефрема Сирина видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских учёных, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Ефрем Сирин нередко говорит о пользе знания и образования, которое, по его выражению, «выше богатства».

Однажды святого Ефрема Сирина посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к заключенным, рассказывавшим о своих грехах. И в их историях вдруг узнал свои проступки, за которые никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного Писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканную литературную технику, но даже каламбуры – так легче понималось народом разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал свою ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем не погнушался использовать тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Покаянная молитва Ефрема Сирина вдохновила А.С. Пушкина за полгода до его гибели на создание стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…». А по мнению преподобного Серафима Вырицкого, в содержании этой молитвы содержится все Православие и все Евангелие.

 

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

(149)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *