18 июля Православная Церковь воспоминает обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, которое состоялось 595 лет назад – в 1422 году. Также в этом году исполняется 625 лет со дня преставления великого русского святого, который по словам историка В.О. Ключевского, является «вдохновителем тех великих свершений, которые народ совершил в первую очередь опираясь на свою нравственную силу».
Под сводами нашего храма за праздничным богослужением молитвенно почтили память подвижника. Накануне был совершен полиелей, а в сам день праздника – Божественная литургия.
После Литургии в Духовно-просветительском центре «Златоуст» был совершен молебен об образовании – о учащих и учащихся. Во время молебного пения был прочитан акафист преподобному Сергию Радонежскому, который считается особыми покровителем желающих получать знания и всех, имеющих какое-либо отношение к педагогической деятельности и учебному процессу.
* * * * * * *
Имя преподобного Сергия Радонежского хорошо известно всем верующим Православной Церкви. Дважды в году празднуется память этого святого. Жизнь этого тихого, ушедшего в глубь Радонежских лесов для монашеских подвигов человека, повлияла на судьбу всего русского народа и государства. Какова же историческая роль этого великого святого?
Преподобный Сергий, может быть, самый непостижимый и таинственный русский святой. Двадцатилетний, никому не известный юноша, покинувший мир, чтобы отдаться без остатка молитве, сам того не желая, по просьбе приходящих к нему монахов, основывает монастырь и лесная пустыня преображается, и становиться центром монашества всей Руси. Никогда не искавший славы и известности инок становится непререкаемым авторитетом у сильных мира – великих князей, удельных господ и воевод. Древние письменные свидетельства рисуют нам образ человека бесконечного смирения и невиданной кротости. А еще он был монахом — мистиком, говоря по-русски — тайнозрителем. Преподобный Сергий первый из русских святых имел видение Богоматери. Ангелы и Архангелы, апостолы являлись ему. Первый храм, построенный им, был в честь Пресвятой Троицы, то есть посвящен самому высокому богословскому образу. Все это говорит о том, что он был носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой только подвигом любви, аскезы и молитвы.
От состояния смиреной кротости и непрестанной молитвы до политики – целая пропасть. А преподобный Сергий, ничего не теряя из своего духовного багажа, отвечает на призыв промысла Божьего вмешаться в судьбу молодого государства московского. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского, брал на себя выполнение политических поручений.
Вот уж в пору нашим нынешним политикам пошуметь и посетовать на пример вмешательства Церкви в дела государства. Ну, обо всем будем судить по плодам. Если бы не ездил преподобный Сергий послом, скажем, к рязанскому князю Олегу, чтобы тот примирился с великим князем Дмитрием Донским, то на поле Куликовом некому было бы достойно противостать полчищу Мамая, и все княжества, по одиночке были бы вновь вырезаны татарами.
Не случайно, что свою жизнь святой посвятил Пресвятой Троице, этому символу единства, потому и собирание русских земель воедино было духовной задачей и единственно возможным путем сохранения христианства на Руси, да и вообще, созидания сильного государства. Игумен земли Русской — так называет народ преподобного Сергия. Он взял на себя всю духовную тяжесть за последствия и благословил русское войско на битву с Мамаем. Сомневающемуся князю Дмитрию Донскому он шлёт послание: «Без всякого сомнения, господин мой, с дерзновением пойди против свирепства их, ничему не ужасайся, во всём тебе поможет Бог!». И князь послушался его совета.
Редко когда политики прислушиваются к советам духовных людей. Очень жаль. Возможно, тогда у нас не было бы такого театра политических интриг и безудержных личных амбиций у власть предержащих. Ведомый Пресвятой Троицей преподобный Сергий исполнил миссию великого примирителя, через христианское прощение и любовь к родной земле приведя всех к единству, которого нам всем так не хватает.
В 1392 году, в основанном им самим Троице Сергиевом монастыре величайший из русских святых отошел ко Господу.
Мощи преподобного Сергия были обретены 5 (18) июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне (ум. 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.
Пред началом строительства нового храма во имя Святой Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Память преподобного Сергия Радонежского отмечается два раза в году: 5/18 июля – воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября/8 октября – его преставление (1392). Кроме того, 24 августа (6 сентября) в Троице-Сергиевой лавре празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.
Преподобный Сергий Радонежский также почитается в старообрядчестве, католичестве, греко-католичестве и церквах англиканского сообщества.
Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма
Материалы по теме:
- Молитвы преподобному Сергию Радонежскому
- «Из всех святых русских преподобный Сергий самый непостижимый и таинственный…» – митрополит Антоний Сурожский
(62)