• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

15 мая Церковь празднует память двух великих святых – святителя Афанасия Великого и святителя Афанасия Сидящего

15 мая Православная Церковь чтит память двух великих святителей – святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского и святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского и Харьковского, чудотворца.

Святитель Афанасий Александрийский – великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

С отроческих лет будущий великий святитель стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр.

Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее.

На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить его. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь.

На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси.

Когда же Юлиан Отступник (361-363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония.

Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок.

Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.

 

* * * * * * *

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, Лубенский и Харьковский, чудотворец, в миру Алексий, родился в 1560 году на острове Крит, в семье благочестивого грека Пателария. Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников.

После смерти отца он постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий.

По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык.

Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукариса), который, призвав подвижника, назначил проповедником при патриаршей кафедре. Вскоре святой Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен Митрополитом Солунской Церкви.

В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а святитель Афанасий избран на Патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы.

Находясь на первосвятительской кафедре, Патриарх Афанасий вел неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на Патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведен, а на кафедру возвращен Кирилл І (Лукарис).

Святитель отправился на Афон, где некоторое время подвизался в уединении. Затем он вновь был возведен на Патриаршество, но через год был низложен, после чего возвратился в город Солунь и не прерывал связи с Афоном. Ввиду нестерпимых гонений мусульманами православных христиан, святителю Афанасию приходилось неоднократно посылать прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу о даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви.

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лукула и поселиться там в обители святителя Николая близ Галаца. И здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе, часто посещал ее и надеялся там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.

В 1652 году святитель Афанасий после мученической кончины Патриарха Кирилла І (Лукариса) вновь был возведен на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник Православной Христовой веры.

Во время своего последнего Патриаршего служения он произнес проповедь, в которой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство. Преследуемый мусульманами и иезуитами, физически ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью Митрополиту Лаврийскому Паисию и удалился в Молдавию, где получил от господаря в управление монастырь святителя Николая в городе Галаце.

Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию выехав в январе 1653 года. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким, от кого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу.

Архивные документы свидетельствуют что святитель прибыл в Москву 9 марта. Жития также указывают на щедрую и торжественную встречу святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе русских царя и патриарха святитель записывает греческий порядок архиерейской Литургии который определил тот, который существует в Русской Церкви до настоящего времени. Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, в декабре 1653 года патриарх Афанасий отъехал в Галац.

По некоторым данным, свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны. 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью свт. Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля 1654 года мирно отошел к Богу. Игумен, братия монастыря и свита патриарха похоронили его в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий».

Мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет после смерти. 1 февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых с установлением ему празднования 2 мая (15 мая).

Мощи святителя Афанасия в настоящее время открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню города Харькова.

 

Молитва святителю Афанасию Сидящему

Святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник, Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианам, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, бесприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь получивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

(125)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *