• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Апостол и Евангелие дня – понедельник 2-ой седмицы по Пасхе 

Вниманию читателей предлагается Апостольское и Евангельское чтение дня с последующим объяснением архиепископа Аверкия (Таушева) из его труда «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», состоящего из двух частей: «Четвероевангелия» и «Апостола». 

 

Речь апостола Петра по поводу исцеления хромого 

Деяния святых Апостол (3, 19-26)

19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,

20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,

21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.

22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;

23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.

26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

 

* * * * * * *

Воспользовавшись громадным стечением народа и его изумлением перед совершившимся чудом (исцеление хромого от рождения человека), св. Ап. Петр обратился к нему с речью. Эта речь распадается на две части: в первой части св. Ап. Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.

<…..>

Представив слушателям их вину в отношении к Мессии, Апостол, желая склонить их к покаянию, смягчает тяжесть их вины, представляя дело убиения Иисуса, как дело неведения – «сделали это по неведению». С другой стороны, Апостол указывает, что дело это было предопределено в совете Божием. «Если бы он обратил речь в обвинение», говорит св. Златоуст, «он сделал бы их более упорными», а так он внушает им возможность получить прощение соделанного ими греха через покаяние: «Итак покайтесь и обратитесь»,… «да придут времена отрады» … то есть наступит то царство Мессии, о котором предсказывали ветхозаветные пророки.

«И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» – здесь речь о втором пришествии Христовом при кончине мира.

«Которого небо должно было принять» – выражение это означает пребывание Господа Иисуса Христа с прославленной плотью на небесах со времени вознесения до дня второго пришествия, которое названо по-русски «временем совершения всего», а по гречески: «апокатастасис», что, собственно, значит: восстановление, в смысле восстановления правильных, истинных отношений, нарушенных чем-либо. Здесь имеется в виду то, что иудеи отвергли своего Мессию и тем разорвали завет свой с Богом, но, по пророческому созерцанию св. ап. Павла (Рим. 11), в конце времен обратятся к вере во Христа, и «Бог помилует народ свой», как предсказывали об этом ветхозаветные пророки. Побуждая иудеев к покаянию, св. Петр приводит им особенно сильное пророчество Моисея: «Господь Бог ваш воздвигнет вам Пророка, – «слушайтесь Его во всем» … Это пророчество Моисея (Второзак. 18, 18-19) вся древность, как иудейская, так и христианская, всегда относила к Мессии.

«Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог…», вам, следовательно, принадлежат все эти обетования относительно царства Мессии и исполнение пророчеств о Нем. В этом св. Апостол поставляет последнее и сильнейшее побуждение к покаянию.

«И в семени твоем благословятся все племена земные» – это обетование Божие праотцу Иудеев Аврааму (Быт. 12,3; 18,18) должно исполниться: Мессия дарован не одним евреям, но всем народам земли. Однако, к евреям Бог «первее» послал «Отрока Своего Иисуса», и в этом новое побуждение к покаянию. Во всей этой речи св. Ап. Петра, как и в первой его речи, мы видим старание св. Апостола показать своим слушателям, что христианство, проповедуемое им, отнюдь не находится в противоречии с ветхозаветным законом, а есть его продолжение и достойное завершение. Примечательна здесь осторожность и любовь Апостола к врагам Иисусовым: он говорит им правду, но спокойно, без раздражения, без горечи, стремясь расположить их к сожалению о соделанном преступлении и покаянию.

 

Первое чудо Христа на браке в Кане Галилейской

Евангелие от Иоанна (2, 1-12)

1На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой.

5Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

6Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

7Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

8И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха

10и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

 

* * * * * * *

О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке», в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист – Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с Филиппом и Нафанаилом. Кана, маленький городок, находившийся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета, называлась Галилейской в отличии от другой – располагавшейся близ города Тира. Кана Галилейская была родиной Нафанаила.

Иисус был приглашен как обычный человек, как знакомый, по обычаю гостеприимства. Мать Его тоже была там, то есть, по-видимому, прибыла туда раньше. Семья, справлявшая свадьбу, была, вероятно, не из богатых, поэтому во время пира и обнаружился недостаток вина. Пресвятая Дева приняла живое участие в этом обстоятельстве, которое могло испортить чистое удовольствие семейного торжества. Ее душа, полная благости, явила здесь первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном. «Вина нет у них», – говорит Она Ему, несомненно, рассчитывая на то, что Он окажет этим бедным людям Свою чудесную помощь.

«Что Мне и Тебе, Жено – не нужно видеть здесь в слове Жено даже и тень непочтительности, – это обычное обращение, принятое на Востоке. В самые тяжелые минуты Своих страданий на кресте Господь так же обращается к Своей Матери, поручая заботу о Ней Своему возлюбленному ученику (Иоан. 19:26). «Еще не пришел час Мой», – говорит Господь. Вероятнее всего, Иисус имел в виду, что еще не все вино, припасенное на свадьбу, вышло полностью. Во всяком случае, из дальнейших слов Его Матери можно видеть, что Она никак не приняла ответ Своего Сына за отказ. «Что скажет Он вам, то и сделайте», – обращается Она к слугам.

Там находилось шесть каменных водоносов, служивших для частых омовений, установленных иудейскими законами, например, для омовения рук перед принятием пищи. Вместимость этих водоносов была огромна, поскольку «мера», или «бат» равнялся, по нашим мерам, полутора ведрам; так что там могло быть от 18 до 27 ведер по общей вместимости, и тем разительнее чудо, совершенное Господом.

Иисус велел слугам наполнить водоносы водой, «и наполнили их до верха». Далее Иисус приказывает зачерпнуть из сосудов и поднести распорядителю пира, чтобы тот убедился в истине совершенного чуда. Чудо это, как видим, совершено Господом даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидетельствует о всемогуществе Его Божественной силы. «Дабы показать, – говорит св. Златоуст, – что Он Сам Тот, Кто превращает воду в виноград и обращает дождь в вино через корень винограда; и то, что в растении происходит в течение долгого времени, Он совершает в одно мгновение на браке». Не знавший, откуда появилось вино, распорядитель зовет жениха, свидетельствуя своими словами истинность совершенного чуда и даже подчеркивая, что чудесное вино много лучшего качества, чем то, что было у них.

Из слов «Когда напьются» не нужно делать вывод, будто на этой свадьбе все были пьяны, речь здесь идет об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине считалось обычным напитком, и разбавлялось водой. Напиваться допьяна считалось крайне непристойным. Конечно же, Господь Иисус Христос не принял бы участия в пиршестве, где многие могли быть пьяны. Цель чуда – доставить радость бедным людям, справлявшим свое семейное торжество. В этом и сказалась благость Господа. По свидетельству Евангелиста, то было первое чудо, которое сотворил Господь, вступив на путь Своего общественного служения, и которое было совершено так же с целью явить славу Свою как Сына Божья, и утвердить в вере в Себя Своих учеников.

После этого чуда все святое семейство, побыв некоторое время в Назарете, направилось в Капернаум для того, чтобы оттуда предпринять путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи.

 

Источник: Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета: Четвероевангелие и Апостол.

(55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *