• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Можно ли причащаться на Светлой седмице и в последующее воскресение Антипасхи? 

Впереди праздник Пасхи и период Светлой седмицы. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: можно ли будет причаститься без поста на сплошной седмице и в последующее воскресение? Следует ли приступить к Святому Причастию не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к Чаше? 

Что касается Святого Причастия в Пасхальный период, когда церковный устав запрещает пост, то, во-первых, следует сказать: нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный христианин не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице. Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Само совершение священником Божественной литургии уже предполагает причащение присутствующих на ней.

Во-вторых. Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона, часов Пасхи и канона с молитвами ко причастию. Что касается исповеди: если Вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед причастием лучше определить со священником вашего прихода или духовником.

Основное что нужно помнить – главная подготовка не в диете, а в испытании совести и в исправлении своей жизни в лучшую сторону! «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей», – говорит нам апостол (1 Кор. 11, 28). Еще очень хорошо в качестве подготовки к «Таинству Таинств» – взять и сделать ряд добрых дело по отношению к ближним.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

 

* * * * * * *

Об этом же говорится и в документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года), правила которого есть обязательными для исполнения всеми верными нашей Православной Церкви. 

В частности, в тексте документа говорится об «особом случае в отношении практики подготовки ко святому причащению в Светлую седмицу – неделю после праздника Пасхи Христовой».

«Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы,  следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

 

<…..>

«Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению».

 

<…..>

«Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах  в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении)  является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых».

 

<…..>

«Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу».

 

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

(3215)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *