31 марта 2017 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста – праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), под сводами Иоанно-Златоустовского храма были совершены малое повечерие и утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице – Священная похвала Божией Матери.
В конце вечернего богослужения верующим было преподано благословение.
* * * * * * *
Завтра утром, 1 апреля, в праздник Похвалы Божией Матери, в нашем храме будет совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.
ТЕМА ДНЯ:
Суббота пятой недели Великого поста называется в церковном уставе «Субботой Акафиста». В этот день Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. В пятничный вечер во всех соборах и храмах читается Акафист Божьей Матери. Он состоит из 24 гимнов: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос – приветствием архангела «Радуйся…».
Слово «акафист» греческое, буквально оно означает «неседальный» или «неседальное пение», то есть пение, во время которого не положено сидеть. Акафист был написан не позднее VI века. Есть предание о том, что его автор – преподобный Роман Сладкопевец.
В 626 году в память о победе греков над варварами, которые осаждали Константинополь и несли собой угрозу жизни многих людей, к акафисту был сочинен кондак: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице».
В акафисте Пресвятая Богородица воспевается при помощи различных метафор, сравнений, поэтических образов. Произведение было написано на греческом языке, и в греческом оригинале каждая его строка по ритму соответствует другой строке, а во многих случаях окончания строк рифмуются. В эту совершенно особую и очень красивую поэтическую форму преподобный Роман Сладковец или другой гимнословец, оставшийся неизвестным нам по имени, облек учение о Пресвятой Богородице. Акафист очень полюбился людям: на протяжении веков его читали не только за богослужением, но и во время келейной молитвы как монахи, так и миряне.
В гораздо более позднюю эпоху по его образцу были созданы многие другие акафисты – такие, как акафист Иисусу Сладчайшему, акафист святителю Николаю и другим святым. Но в подлинном смысле слова акафистом является именно тот, который читается в соответствии с церковным уставом. Это замечательное и очень глубокое произведение, которое раскрывает любовь Церкви к Пресвятой Богородице и любовь Пресвятой Богородицы к Церкви и к каждому из нас. Многие православные верующие читают его во время домашней молитвы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Согласно «Типикону»: «На трапезе ядим два варения с елеем и пием вино, благодаряще Всесвятую Владычицу нашу Богородицу о бывшем от Нея чудеси» (гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).
Тропарь Субботы Акафиста, глас 8:
Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя, Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак Субботы Акафиста, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма
Читайте также:
(71)