• Православный календарь

    19 января, суббота(6 января по ст.ст.)

    Святое Богоявление.

    Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

    Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

    Литургия св. Иоанна Златоуста.

    @Утр. – Мк., 2 зач., I, 9–11. Лит. – Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полý), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.@

    Всено́щное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу...» – лития.

    На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водáх Иорданских». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую, Богородицу».

    В конце утрени и на литургии отпуст: «и́же во Иордáне крести́тися изво́ливый от Иоáнна, нáшего рáди спасе́ния, Христо́с, и́стинный Бог наш...».

    На литургии антифоны праздника, входный стих: «Благословен Гряды́й во Имя Господне, благослови́хом вы из до́му Господня, Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого – «Елицы...». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́... Недоуме́ет всяк язык...» (до отдания). По заамвонной молитве – великое освящение воды.

«Здесь мы видим, что нет предела Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих…» – митрополит Антоний Сурожский

Проповедь митрополита Сурожского Антония (Блума) в 17-ю неделю по Пятидесятнице об исцелении бесноватой дочери хананеянки (Мф. 15, 21-28), произнесённая 11 октября 1981 года.

Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница; и в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу; это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего она не видела в других, что она учуяла нечто в Нем: чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.

И она обратилась к Нему со словами; которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже – исповедание веры; конечно, не во Христа как в Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется…

А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее – она же за нами идет, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния… “Отпусти ее” не значит “прогони”; это значит: неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек – или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно, мучительно, как и в нас? Отпусти ее как бы с миром…

И Христос говорит: Я не послан ко всем; Я послан к погибшим овцам израильского дома… Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги… Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так – я тоже человек! – нет, она просто верит… И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам… Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор – внимательный, вдумчивый, сострадательный взор – к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова – как она слышала и другие жесткие слова, – но она слышала их и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев… Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жесткие слова не исходят из черствого сердца.

И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О, жено! Велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши! – и исцеле дщи ея от того часа… Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих; для Него чужих нет – все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, подвига веры, готовности довериться Богу, но готовности пробиться к Богу, криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.

Антоний (Блум), митр.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди.

Клин. 2002. Сс. 367-368.

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *