• Православный календарь

    Пряма трансляція богослужінь

Неделя мясопустная, о Страшном суде

Помышляю день страшный и плачусь деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, коим же дерзновением воззрю на Судию, блудный аз. Благоутробне Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуя мя.

Седален, глас 6

Наста день, уже при дверех суд; душе, бодрствуй, идеже царие вкупе и князи, богатии и убогий собираются и восприимут по достоянию содеянных от человек кийждо.

4-я песнь канона

Показав в прошедшую неделю в притче о блудном сыне пример обращения грешника, коего Господь с радостью принимает, возвращая ему все утраченные им дары благодати, святая Церковь в нынешнем евангельском чтении о страшном суде Христовом изображением ужасных последствий беззаконной жизни устрашает тех, которые не хотят образумиться и от греха возвратиться с раскаянием под отеческий кров небесного Отца. Некогда великий князь Владимир, еще будучи язычником, воззрев на картину Страшного суда, принесенную к нему проповедником христианским, поражен был горькой участью беззаконников, познал свои преступления и с тех пор стал искать примирения с Богом, которое и нашел в недрах святой православной Церкви. Как же христианам, озаренным уже светом истинного Боговедения, не уразумевать евангельского предостережения относительно предстоящей всякому человеку участи в его загробной жизни? Как не трепетать при мысли о своей неготовности по оправданию на страшном суде Христовом? Не должен ли каждый тщательно блюсти себя от падения в бездну греховную, где навсегда и безвозвратно человек погибает, если благо-временно не образумится и до конца своей жизни не успеет покаяться! Всякий грех, нами содеянный, как бы резцом неизгладимо налагает на облик души нашей черты порока, и сии пятна греховные по смерти так ясно откроются и так резко будут отличать праведного от грешника, как ясно отличается овца от козлища. И вот если эти пятна греховные не будут благовременно омыты слезами покаяния, душа со стыдом должна будет предстать пред лице Божие и отринется от чертога небесного, куда, по свидетельству Слова Божия, не войдет ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи (Откр 21:27). Все это каждому христианину должно быть известно. Отчего же мы мало думаем о своей будущей участи, мало готовимся к ответу на страшном суде Христовом? «Бог милосерд — успеем еще покаяться» — так обыкновенно говорят беспечные, день за днем откладывая дело своего раскаяния и исправления. Правда, быть может, еще далеко время второго пришествия Христова и всеобщего суда. Но кто может быть уверен, что смерть не подойдет к нам внезапно, и мы не готовыми очутимся на страшном суде Христовом, так как, по слову Божию, человекам положено однажды умереть, потом суд (Ев 9:27). Потому ежеминутно мы должны помнить, что Судия пред дверьми стоит (Иак 5:9) и что страшно есть впасти в руце Бога жива (Ев 10:31).

Важно и спасительно памятование о страшном суде Христовом. Ничто так не может отрезвлять человека от страстных увлечений и чувственных пристрастий, как это памятование о будущей ответственности нашей пред Богом и вечном воздаянии за дела жизни. Поминай последняя твоя, то есть суд, ад и царство небесное, и вовеки не согрешиши(Сир 7:39). Воспоминание о страшном суде Христовом должно быть проникнуто упованием христианским, но не должно подавлять душу христианина таким страхом, который может привести к состоянию безнадежности и отчаяния. Мы, христиане, избранные и возлюбленные Богу, не под игом рабства находимся, но под сенью благодатной свободы и всыновления Богу (Рим 8:15). Потому не страх, но любовь должна одушевлять нас в нашей христианской деятельности. Не даде бо нам Бог дух страха, но силы и любве (2 Тим 1:7). Если мы имеем такую любовь, то будем иметь и дерзновение в день суда. В любви нет страха, говорит святой апостол Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви (1 Ин 4:18). Любовь к Богу требует, чтобы мы добро делали, по словам святого Василия Великого, ради самого добра и из любви к давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь славному и благому Богу и в таком случае имеем сыновнее расположение; а когда мы уклоняемся зла, боясь только наказания, то находимся в состоянии рабском (Твор. св. от., т. 5, стр. 91).

Так и каждому из нас при представлении себе будущего суда Христова не следует вдаваться в один бесполезный страх и трепет, а непрестанно поддерживать в душе своей такую любовь к Богу, которая и самый страх соделает для нас спасительным. Мирное расположение духа, порождаемое упованием на милосердие Божие, весьма благоприятно для живого и ясного сознания нашего греховного состоянии и удобнее всего приводит нас к покаянию. Имея в душе своей страх, страстворенный любовью и упованием на Бога, мы далеки становимся от уныния, но с бодренным и неослабным духом можем идти скорбным и скользким путем нашей жизни, можем быть гораздо устойчивее против искушений греховных и решительнее в исправлении своих пороков.

Будем веровать, что Сам Господь Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати (2 Фес 2:16), в грозные минуты последнего суда утешит сердца наши и утвердит нас в непостыдном предстоянии. К укреплению в нас сей надежды и служит то, что Церковь ежедневно побуждает нас молиться и просить у Господа благодатной помощи к доброму ответу на страшном суде.

Но, питаясь надеждою на милосердие Божие, мы никогда не должны забывать, что Бог не спасает нас без нашего участия, и помощь Божия по молитве ниспосылается только тем, которые добрыми делами заслуживают ее. Вера без дел мертва есть (Иак 2:20), и упование христианина, не свидетельствуемое любовью, бесплодно. Нетленный венец славы не дается без подвига. Сам Подвигоположник спасения нашего Господь Иисус Христос путем страдания вошел в славу Свою и Своим последователям назначил такой же путь: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет, говорит Спаситель (Мф 16:24). Путь терпения и самоотвержения во славу Божию и во благо ближних, как путь нашего приближения ко Христу, конечно, имеет различные размеры и не для всех достижим в меру терпения Христова. Не всем, например, предлежат венценосные подвиги мученичества, исповедничества, иночества и других особенных или чрезвычайных проявлений веры и благочестия христианского. Но всем нам указан путь приближения к Богу и получения небесного венца в подвигах любви и милосердия христианского, коими мы, несомненно, заслужим помилование у Бога на страшном суде Христовом. Блажени милостивые, яко тии помиловании будут, — говорит Сам Христос. И в евангельском изображении суда Христова, как мы ныне слышали, ясно показывается, что прежде всего на этом суде воспомянутся дела милости христианской. Те из христиан, которые по доброму произволению сердца своего с любовью уделяли от избытка своего бедным, нуждающимся в пище, питии, одеянии, которые странных и бесприютных прикрывали от темной ночи, от стужи и зноя, которые старались доставить больным помощь и утешение, посещали с той же целью страждущих, озлобленных неправдою человеческою, томящихся в горькой темничной неволе, те на суде Христовом несомненно удостоятся оправдания и небесной награды. Потому что всякое благотворение, оказываемое ближним, Христос благоволит принимать на Себя, как Он Сам о сем свидетельствует, говоря: понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф 25:40). Жестокосердые же и невнимательные к скорбям и нуждам своих ближних пойдут в муку вечную, потому что в лице меньший братии Христовых — бедных, нуждающихся, — презрели любовь божественную и, вместо того чтобы с самоотвержением служить Богу, служили только своему ненасытному стремлению к мамоне, не хотели отказаться от своих удовольствий и удобств ради утешения и спасения от нужды и гибели своих ближних, братии во Христе. Заметьте, как неизреченно милосердие Божие, побуждающее нас к благотворениям для стяжания нам небесной награды! Немногого от нас требует Бог для получения великих и вечных благ царства небесного. Не от всех обязательно требует Он, чтобы мы продали имения свои и раздали нищим. Это только для стремящихся достигнуть высшего совершенства: аще кто хощет совершен быти. Господь обещает нас сделать обладателями неоску-деваемых небесных сокровищ и за малые по силам нашим дела милости и благотворения. С благоволением приявший лепту вдовицы Господь удостоверяет, что кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, не потеряет награды своей (Мф 10:42). Известно также отеческое сказание о том, что на весах небесного правосудия перетянул тяжесть грехов некоего скупца один хлеб, брошенный им нищему, неотступно пристававшему к нему с просьбой о подаянии. Дорого пред Богом не множество наших жертв, но усердие и любовь, с какими оказывается милость нуждающимся. Из малых пожертвований, как из капель, источник благотворении незаметно растет и увеличивается, давая возможность прикрывать многообразные нужды человеческие. Великую силу имеет соединенное стремление людей в деле созидания блага и взаимопомощи ближним, и каждая лепта в этом деле многоценна пред Богом. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс 40:2).

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *